Мантры солнцу намаскар. Мантра Сурья Намаскар – ежедневное приветствие Солнцу. Есть ли у вас опыт занятий йогой

Фитнес


Сурья-намаскар (приветствие Солнцу) динамический комплекс, обычно выполняемый перед практикой общего комплекса асан в не зависимости от времени суток. Асаны, входящие в комплекс Сурья-намаскар расслабляют все суставы и мышцы тела, а также хорошо массируют внутренние органы. Комплекс упражнений Сурья намаскар великолепно подходит для выполнения утром после ванной, перед началом любых других практик йоги. Если вы чувствуете усталость (в любое время дня), то, выполнив комплекс упражнений, вы восстановите силы, как физические, так и умственные.

Сурья-намаскар состоит из 12 асан, каждая из которых соответствует одному из 12 знаков зодиака. Полный комплекс сурья-намаскар состоит из левой и правой частей. Каждой из 12 асан соответствует своя мантра, которую для наибольшего эффекта необходимо произносить в соответствующей асане вслух или мысленно.

Позиция 1 Пранамасана (поза молящегося)

Станьте прямо; ноги вместе. Сложите ладони перед грудью. Расслабьте все тело.

Дыхание: Нормальное.

Сосредоточение: На анахата-чакре (область пупка).

Мантра: Ом-митрайя-намаха (приветствие другу всего).

Польза практики: Пранамасана способствует сосредоточению и успокоению ума, подготавливая организм к предстоящему упражнению.

Позиция 2 Хаста-уттанасана (поза с поднятыми руками)

Поднимите обе руки вверх над головой. Держите руки на ширине плеч. Немного отклоните назад голову и верхнюю часть тела.

Дыхание: Вдыхайте, поднимая руки.

Сосредоточение:

Мантра: Ом-равайе-намаха (приветствие солнечному свету).

Польза практики: Укрепляет органы брюшной полости. Устраняет избыток жировых отложений и улучшает пищеварение. Развивает мышцы рук и плеч, тонизирует спинные нервы и открывает все легочные отделы.

Позиция 3 Пада-хастасана (поза-руки к ногам)

Наклонитесь вперед так, чтобы ладони легли на пол перед ногами. Старайтесь коснуться коленей лбом. Но не перенапрягайтесь. Ноги держите прямыми.

Дыхание: Выдыхайте, наклоняясь вперед. Постарайтесь в конечном (согнутом) положении втянуть живот, чтобы выдохнуть максимальное количество воздуха.

Сосредоточение: На свадхиштхана-чакре (область крестца).

Мантра: Ом-сурьяя-намаха (приветствие побуждающему к активности).

Польза практики: Эта асана устраняет заболевания желудка и органов брюшной полости. Кроме того, она уменьшает жировые отложения на животе, улучшает пищеварение и перистальтику. Пада-хастасана улучшает кровообращение, делает спину гибкой и тонизирует спинные нервы.

Позиция 4 Ашва-санчаланасана (поза наездника)

В позиции 3 отставьте как можно дальше назад правую ногу. Одновременно согните левую ногу, оставляя ее ступню в прежнем положении; правая нога при этом касается пола коленом и пальцами. Прямые руки опущены и касаются кончиками пальцев пола. В конечном положении тело поддерживается руками, упирающимися в пол кончиками пальцев, левой ступней, правым коленом и пальцами правой ноги. Голова должна быть запрокинута назад, спина выгнута, взгляд устремлен вверх.

Дыхание: Вдыхайте, отставляя назад правую ногу.

Сосредоточение: На аджня-чакре (точка между бровями).

Мантра: Ом-бханаве-намаха (приветствие тому, кто озаряет).

Польза практики: Асана массирует органы брюшной полости, укрепляет мышцы ног и успокаивает нервную систему.

Позиция 5 Парватасана (поза горы)

В позиции 4 передвиньте левую ногу назад, а правую подтяните вперед так, чтобы обе ступни оказались рядом. Одновременно поднимите вверх ягодицы и опустите голову так, чтобы она оказалась между руками. Все тело - руки, туловище и ноги - должны образовать две стороны треугольника. В конечном положении руки и ноги должны быть прямыми. Старайтесь пятки опустить на пол.

Дыхание: Выдыхайте, передвигая назад левую ногу.

Сосредоточение: На вишуддха-чакре (нижняя часть шеи).

Мантра: Ом-кхагая-намаха (приветствие быстро движущемуся в небе).

Польза практики: Практика парватасаны укрепляет нервы и мышцы рук и ног. Упражнение тонизирует спинные нервы.

Позиция 6 Аштанга-намаскара (приветствие 8-ю частями)


Опустите тело на пол так, чтобы в конечном положении только пальцы ног, колени, грудь, ладони и подбородок касались пола. Бедра и живот должны быть немного приподняты.

Мантра: Ом-пушне-намаха (приветствие дающему силу).

Польза практики; Эта асана укрепляет мышцы рук и ног, а также развивает грудь.

Позиция 7 Бхуджангасана (поза змеи)

В позиции 6 выпрямите руки и поднимите верхнюю часть тела. Запрокиньте голову назад. Это положение полностью совпадает с конечным положением классической йогасаны - бхуджангасаны.

Дыхание: Вдыхайте, поднимая грудь и прогибая спину. Сосредоточение: На свадхиштхана-чакре (область копчика).

Мантра: См-хиранья-гарбхая-намаха (приветствие золотому космическому Я).

Польза практики: Поскольку в процессе выполнения асаны живот сдавливается, это способствует выталкиванию застоявшейся крови из органов брюшной полости и поступлению в них свежей крови. Эта асана излечивает многие заболевания желудка, включая несварение и запор; стимулирует важнейшие нервы спины и развивает ее мышцы, делая их эластичными.

Позиция 8 Парватасана (поза горы)

Эта позиция является повторением позиции 5. Из позиции 7 перейдите в позу горы, как это указано в описании позиции 5. Дыхание: Выдыхайте, поднимая ягодицы вверх. Сосредоточение: На вишуддха-чакре. Мантра: Ом-маричае-намаха (приветствие владыке рассвета).

Позиция 9 Ашва-санчаланасана (поза наездника)

Это повторение позиции 4. В позиции 8 согните левую ногу и передвиньте ее ступню вперед так, чтобы она расположилась между руками. Одновременно опустите правое колено вниз так, чтобы оно коснулось пола.

Дыхание: Вдыхайте, принимая эту позу.

Сосредоточение: На аджня-чакре.

Мантра: Ом-адитьяя-на-маха (приветствие сыну Адити).

Примечание: Адити - это одно из имен космического материнского начала.

Позиция 10 Пада-хастасана (поза-руки к ногам)

Эта поза - повторение позиции 3. Поставьте правую ступню рядом с левой. Выпрямите обе ноги, поднимите ягодицы вверх и постарайтесь коснуться лбом колен (ноги не сгибайте, но не перенапрягайтесь).

Дыхание: Выдыхайте, выполняя движение.

Сосредоточение: На свадхиштхана-чакре.

Мантра: Ом-савитре-намаха (приветствие владыке творения).

Позиция 11 Хаста-уттанасана (поза с поднятыми руками)

Эта позиция - повторение позиции 2. Выпрямитесь, поднимите руки над головой и прогнитесь, держа руки на ширине плеч. Голову немного запрокиньте назад.

Дыхание: Вдыхайте, выпрямляя тело.

Сосредоточение: На вишуддха-чакре.

Мантра: Ом-аркайя-намаха (приветствие достойному похвалы).

Позиция 12 Пранамасана (поза молящегося)

Это - конечная позиция. Она в точности повторяет позицию 1. Выпрямитесь и поднесите руки к груди, сложив ладони вместе. Расслабьте все тело.

Дыхание: Выдыхайте, принимая конечную позицию.

Сосредоточение: На анахата-чакре.

Мантра: Ом-бхаскарая-намаха (приветствие ведущему к озарению).

Позиции 13-24

Позиции 1-12 составляют половину комплекса сурья-намаскара. Во второй половине комплекса эти позиции повторяются с некоторыми незначительными изменениями:

а) в позиции 4 отставляется назад не правая нога, а левая;

б) в позиции 9 между ладонями ставится правая ступня.

Биджа-мантры

В качестве альтернативы 12 имен солнца, используемых в мантрах сурья-намаскары, существует серия биджа-мантр (корневых слогов). Биджа-мантры не имеют литературного смысла, однако вызывают мощные энергетические вибрации в уме и теле. Существует шесть биджа-мантр и при выполнении сурья-намаскар, они повторяются четыре раза в следующем порядке: 1. Ом-храм; 2. Ом-хрим; 3. Ом-хрум; 4. Ом-храйм; 5. Ом-храум; 6. Ом-храх.

Если сурья-намаскар выполняется в быстром темпе и произносить мантры солнцу вы не успеваете, можно использовать биджа-мантры.

Продолжительность комплекса: Для духовного совершенствования следует медленно выполнять от 3 до 12 полных циклов. Для физического развития выполняйте те же 3-12 полных циклов, но более быстро. Начинающие не должны делать большое количество циклов. Им следует начать с 2-3 циклов и добавлять по одному циклу каждый день. Опытные практикующие могут выполнять большее количество циклов.

Последовательность: сурья-намаскар лучше всего выполнять перед другими асанами. Комплекс способствует расслаблению всего тела и преодолению сонливости. По завершении сурья-намаскар рекомендуется несколько минут отдохнуть в шавасане. Это поможет восстановить пульс и дыхание, а также расслабить все мышцы тела.

Предостережения: Если практика сурья-намаскары вызывает повышение температуры тела (следствие чрезмерного количества токсинов в организме), ее следует немедленно прекратить. Токсины должны быть устранены с помощью других техник, после чего практику сурья - намаскар можно продолжить. Практикующему следует избегать физического переутомления.

Ограничения: В отношении сурья-намаскары не существует возрастных ограничений - как молодые, так и пожилые люди могут практиковать эту последовательность асан. Женщины, однако, не должны делать ее во время менструального цикла и после четвертого месяца беременности.

Польза практики: При описании асан, составляющих сурья-намаскару, уже указывалось то полезное воздействие, которое они оказывают. Однако комплексное их выполнение расширяет и углубляет их влияние на организм практикующего.

Сурья-намаскар оказывает сильное воздействие на все системы организма: эндокринную, дыхательную, пищеварительную и т. д.; гармонизирует и координирует их совместную работу. Причиной многих заболеваний является несогласованное функционирование систем нашего организма. Ежедневная практика сурья-намаскары поддерживает тело в хорошем состоянии и помогает избавиться от излишних жировых отложений. Все органы брюшной полости мягко массируются, что значительно улучшает их работу.

Многие люди дышат неправильно. Благодаря синхронизации дыхания и движений практикующий во время выполнения сурья-намаскары дышит глубоко и ритмично, что способствует удалению отработанного воздуха из легких. Улучшается снабжение мозга кислородом, в результате чего повышается ясность и острота мышления.

Дыхание - жизненно важная функция организма, один из способов выведения из организма метаболитов. Если человек не получает достаточной физической нагрузки (работая до пота), продукты распада (метаболиты) остаются внутри тела и вызывают внутренние расстройства и заболевания кожи. Сурья-намаскар - великолепный способ избавиться от угрей и других болезней кожи.

В наш век невероятных скоростей и научных открытий жизнь многих людей отравляют стрессы. Но нет лучшего средства избавиться от нервного напряжения, стрессов и тревог, чем регулярная практика сурья-намаскары. Ее асаны мягко массируют нервные ткани всего тела, позволяя им расслабиться, отдохнуть и получить новый заряд жизненных сил.

Суммируя все сказанное, можно утверждать: сурья-намаскар является идеальным комплексом упражнений, дающим хорошее здоровье. Практика сурья-намаскар рекомендуется всем людям - здоровым и больным, молодым и пожилым, крупного и хрупкого телосложения, мужчинам и женщинам.

Мантра Сурья Намаскар это особенная йогическая практика, которая предусматривает одновременное выполнение специальных ассан.

В этой теме:

Произнесение строго установленных фраз, сопровождающееся правильным дыханием, визуализацией и открытием чакр.

На первый взгляд совместить все это очень и очень сложно, однако именно комплекс Сурья Намаскар Мантра рекомендуется для исполнения новичками, а также в начале ежедневного утреннего занятия. Практиковать Сурья Намаскар рекомендуется по утрам. Все дело в том, что это своеобразное приветствие солнечному светилу, состоящее из 12 отдельных мантр.

В каждой из них заключено не просто новое имя солнца, но более глубокий сакральный смысл, несущий специфические звуковые вибрации. Они мягко влияют на человеческий разум, а простые упражнения помогают развить гибкость, выносливость и поддерживают нормальное состояние внутренних органов. Потому комплекс, сопровождающий Сурья Намаскар мантру, рекомендован людям:
  • нуждающимся в дополнительной двигательной активности;
  • страдающим повышенным весом;
  • имеющим нарушения в функционировании внутренних органов;
  • при апатии, депрессии и стрессах;
  • при недостаточной подвижности суставов и многим другим.

Возможности и ограничения

Регулярная практика Сурья Намаскар комплекса помогает:

  • поприветствовать Бога Солнце, оказать ему свое почтение и восхищение;
  • разогреть тело перед серьезной тренировкой;
  • улучшить гибкость суставов и мышц;
  • разогнать ток лимфы и крови, что ведет к тренировке сердечно-сосудистой системы;
  • повысить концентрацию основных каналов восприятия (позы – кинетический, чтение Сурьи-мантр – аудиальный, цвет чакр – визуальный);
  • очистить и раскрыть энергетические каналы.

Однако при всей уникальности Сурья Намаскар мантры для ее практики имеются некоторые рекомендации и ограничения:

  1. При высоком давлении необходимо провести консультацию врача, так как упражнения способствуют приливу крови при опускании головы.
  2. В пожилом возрасте и при слабом сердце следует тщательно контролировать темп выполнения Сурьи Намаскар, так как ускоренное движение ведет к повышению сердцебиения.
  3. Следует отказаться от практики при высокой температуре, инфекционных заболеваниях, после полостных операций и других недугах.
  4. С особенной осторожностью выполнять при беременности, грыже, болезненных месячных и т.д.

Классический комплекс

Существует несколько вариантов комплекса и мантры Сурья Намаскар. Многие йогические школы и учителя вносят свои изменения в упражнения. Однако за основу берется классическая практика, которая одинакова для всех. Ее и приведем в пример. Как уже говорилось, она состоит из 12 ассан и соответственно 12 приветствий светилу.

Чтобы понять смысл практики рассмотрим сами упражнения, мантры и их значение. Следует отметить, что для усиления вибраций и эффекта от комплекса, каждая мантра может быть дополнена своей биджа-фразой.

1. Ом Храм, Ом Митрайа Намаха

Приветствие другу (Солнцу), который любит всех. Сопровождается позой «молящегося» (Пранамасана).

2. Ом Хрим, Ом Равайе Намах

Поклонение Сияющему, тому, кто меняет все вокруг. Сопровождается позой «с поднятыми руками» (Хаста уттанасана).

3. Ом Хрум, Ом Сурья Намах

Поклонение Солнцу, заставляющему действовать. Сопровождается позой «голова к ногам» (Падахастасана).

4. Ом Храм, Ом Бханаве Намах

Поклонение Блистающему, кто дарит свет (знания). Сопровождается позой «всадника» (Ашва санчаланасана).

5. Ом Храм, Ом Кхагая Намаха

Поклонение идущему по небу. Сопровождается позой «горы» (Парватасана).

6. Ом Храма, Ом Пушне Намаха

Поклонение питающему все живое. Сопровождается «приветствием восемью членами тела» (Аштанга намаскарасана).

7. Ом Храм, Ом Хирания Гарбхайа Намаха

Поклонение золотому эмбриону, вмещающему всю вселенную. Сопровождается позой «змеи» (Бхуджангасана).

8. Ом Хрим, Ом Маричайа намаха.

Поклонение лучистому. Сопровождается позой «горы» (Парватасана).

9. Ом Хрум, Ом Адитья Намаха.

Поклонение изначальному, первому среди всех полубогов. Сопровождается позой «всадника» (Ашва санчаланасана).

10. Ом Храм, Ом Савитре Намаха.

Поклонение светилу, создающему все. Сопровождается позой «голова к ногам» (Падахастасана).

11. Ом Храм, Ом Аркая намаха.

Поклонение яркому, достойному почитания. Сопровождается позой «с поднятыми руками» (Хаста уттанасана).

12. Ом Храх, Ом Бхаскарайа Намаха.

Посвящение просветителю, рождающему свет. Сопровождается позой «молящегося» (Пранамасана).

Перечисленные 12 ассан и сопровождающие их мантры это лишь половина комплекса Сурья Намаскар. Чтобы сделать один полный круг солнечного приветствия необходимо повторить его еще раз. Новичку следует выполнять 1–3 полных круга, то есть по 2 раза каждую из 12 ассан. Для продвинутых йогинов оптимальным является 12 кратное повторение полного круга.

В этой статье:

Сурья Намаскар – популярная мантра, занимающая особое место в учении. Это одна из лучших молитв в Йоге, которая позволяет достичь серьезных положительных результатов. Под действием данной мантры усиливается приток жизненной энергии, что делает человека более здоровым и устойчивым к возможным жизненным трудностям.

Практика Сурья Намаскар

Методика мантры Сурья Намаскар включает в себя не только произнесение молитвы, но и совершение определенных действий, то есть, произносимые слова и звуки должны сопровождаться нужными асанами в строгой последовательности.

Благодаря следованию установленным правилам, любой человек сможет добиться прекрасных омолаживающих, и очищающих эффектов.

Первые результаты будут заметны уже после трех занятий, однако, для этого необходимо применять практику ежедневно, в полном соответствии со всеми требованиями и рекомендациями.

Мантра

Сурья Намаскар – это молитва или приветствие Солнце, включающая в себя работу разума, сознания и тела. Несмотря на то, что для получения мощного положительного эффекта от исполнителя требуется принятие специальных поз, эта практика скорее является духовной и медитативной, чем физической.

Лучшим временем для практики Сурья Намаскар является раннее утро, в идеале, начинать нужно незадолго перед восходом солнца. В некоторых учениях прямо говорится о том, что положительный эффект от данной практики можно получить только в том случае, если исполнитель сможет создать энергетическую связь со Светилом, а сделать это можно лишь в определенные часы.

Идеальным местом для Сурья Намаскар является открытая местность – на природе или просто на свежем воздухе. Если у вас нет такой возможности, то подойдет любое другое место, главное, вы должны расположиться лицом на восток, а также необходимо обеспечить приток свежего воздуха в помещение.

Перед занятием нужно провести утреннее омовение, но, ни в коем случае не завтракать, так как ваш желудок должен быть пустым и свободным. Ваша одежда должна быть свободной и удобной, из натуральных материалов (хорошо подойдет лен).

Проведение обряда Сурья Намаскар

Это крайне эффективная практика, которую даже можно назвать неким таинством или магическим ритуалом. С ее помощью можно улучшить состояние здоровья, избавиться от внутреннего негатива и страхов, в целом повысить качество жизни и убрать множество препятствий.

Пранамасана

Существует несколько вариантов проведения такого обряда, мы же рассмотрим классическую практику, включающую в себя последовательность из 12 асанов. Для каждого отдельного асана будет указан его перевод на русский язык, фаза вашего дыхания, чакра, с которой взаимодействует поза, область тела и мантра.

Первый этап — Пранамасана

Пранамасана – это молитвенная поза, поза глубокого почтения, которая связана с Анахатой и областью сердца. Занимаю такую позицию, человек вверяет свой дух и свое тело милости Небесного Владыки, надеясь получить его благословение, любовь и энергию.

Встаньте прямо, сложите ладони перед собой так, как это делают во время молитвы.

Слова мантры – Ом Храм, Ом Митрайа Намаха – приветствие всеобщему другу.

В древних писаниях говорится, что вы должны обратиться к Солнцу, которое пробуждает и поддерживает всех живых существ на земле, оно щедро распределяет свои дары всем нуждающимся. В настроении благодарности Солнцу нужно начинать практику.


Второй этап – Хаста Уттанасана

Хаста Уттанасана – поза вытянутых рук на вдохе, вам нужно наклониться назад настолько, насколько позволяет тело, и вытянуть руки за голову, чтобы они были направлены параллельно полу.

Поза отвечает за Вишудха – горло.

Мантра – Ом Хрим, Ом Равайе Намах – приветствие сиятельному.

Эта поза символизирует приветствие и благодарность Солнцу, тому, кто распространяет по земле сияние и свет, достигая самых отдаленных и темных уголков пространства.

Вытягивая все свое тело в одном направлении, человек будто бы устремляется к сиянию Светила, тем самым, выражая свои намерения принять его в себя.


Третий этап – Хастападасана

Хастападасана – это поза ладоней, приложенных к ступням, которую принимают на выдохе, отвечает за Сватхистхану – чакру низа живота.
Мантра – Ом Хрум, Ом Сурья Намах – приветствие Светилу.

Сурья считается одним из самых могущественных и популярных Богов на территории Индии. Этот Бог управляет семью планами бытия, которые проявляются в нашей Вселенной. Сурью считают символом Возвышенности и преобладания Разума над телом. Когда человек настраивается на образ сиятельного Солнца, он также настраивается и на Сурью.

В этой позе вам нужно наклониться вперед и прикоснуться ладонями к стопам ног.


Четвертый этап – Ашва Санчаласана

Для принятия данной позы вам нужно преклонить колено правой ноги, а левую ногу выдвинуть как можно дальше назад, спина также выгибается назад, и руки направляются параллельно полу.

Поза отвечает за Агъю – область межбровья.

Мантра – Ом Храм, Ом Бханаве Намах – приветствие блистательному.

Солнце – это еще и олицетворение Учителя для любого практика, Учителя или внутреннего Наставника, который помогает найти верный путь и направляет к Свету. В этой позе человек просит учителя развеять Тьму и наставить на путь истинный.


Пятый этап – Адхо Мукха Шванасана

На выдохе вы должны подняться, и с прямыми ногами, согнуться вперед, коснувшись ладонями пола, образовав своим телом букву «Л». Эту позицию также называют позой собаки мордой вниз.

Мантра — Ом Храм, Ом Кхагая Намаха.

Отвечает за Вишудху и область горла.

Для человека Солнце – это главный Повелитель Времени, оно отмеряет прошедшие часы, дни и годы. Кроме того, Светило является еще и Судьей, оно отмеряет нам жизнь, отмеряет время на реализацию планов и желаний, время на поиск своего предназначения и прохождения по нужному пути. В пятой позиции человек просит Солнце о понимании и возможности достойно использовать дарованное время.


Шестой этап – Аштанганамаскара

Это позиция приветствия восьми точек, во время которой нужно задерживать дыхание. Отвечает за Манипуру.

Мантра – Ом Храма, Ом Пушне Намаха.

Для принятия этой позы вам нужно лечь на пол, лицом вниз, таким образом, чтобы касаться его поверхности восемью точками – ступнями, коленями, ладонями, грудью и подбородком.

Солнце – это наш владыка и наш господин, который поддерживает силы наших сердец и душ. Светило дает нам энергетику, свой свет и радость, которая расходится по всему миру и доступна всем живым существам. В этой позиции человек касается земли восемью точками собственного тела, символизирую желания соединиться с землей, тем самым, выразив свою глубокую любовь своему покровителю.


Седьмой этап — Бхуджангасана

Эту позицию называют позой кобры, выполняемую на вдохе. Она отвечает за Свадхиштхану – чакру низа живота.

Мантра – Ом Храм, Ом хирания Гарбхайа Намаха.

Для принятия этой позы вам нужно, не поднимаясь, вытянуть обе ноги назад, а верхнюю часть туловища поднять на руках Ноги должны касаться земли на всей своей протяженности.

Седьмая позиция – это молитва человека, в которой он просит о раскрытии талантов и всех способностей своего разума.


Восьмой этап – Адхо Мукх Шванасана

Повторение позы собаки, мордой вниз, на выдохе.

Отвечает за горло.

Мантра – Ом Хрим, Ом Маричайа намаха.

Маричи или Маричайа – имя одного из 7 величайших мудрецов и одного из 10 праотцов, которое можно перевести, как луч сияющего солнца.

В этой позиции человек просит солнце избавить его от миражей, иллюзий, ищет наставления на верный путь, хочет открыть истинное видение ситуаций в мире.


Девятый этап – Ашва Санчаласана

На девятом этапе человек вновь принимает позу наездника на вдохе.
Мантра – Ом Хрум, Ом Адитья Намаха.

Адитья – имя, принадлежащее матери Сурье, которую называют Вселенской Матерью. Она – Богиня и мать всего сущего, а потому является неистощимым источником энергии созидания.


Десятый этап – Хастападасана

Повторение позы ладоней на стопах на выдохе.

Мантра – Ом Храм, Ом Савитре Намаха.

Савитре – еще один образ Сурьи, который отвечает за восприятие и силу. К этому образу принято обращаться ранним утром, прося его о силах и решимости.


Одиннадцатый этап – Хастауттанасана

Повторение позы с вытянутыми назад руками на вдохе.

Мантра – Ом Храм, Ом Аркая намаха.

Аркая – это чистая энергетика Солнца, сила радости, счастья, чистоты и здоровья. В этой позе человек благодарит своего Создателя за его энергию, порождающую жизнь.

Двенадцатый этап – Пранамасана

Возвращение к первоначальной, молитвенной позиции на выдохе.

Мантра – Ом Храх, Ом Бхаскарайа Намаха.

Это завершающий этап комплекса, на котором человек возвращается к первоначальной позиции, он выражает этим свое почтение и уважение Солнцу, как главному источнику всех Истин и Законов во вселенной. Светило – это то, что призвано для освещения пути человеческого, ведущего к конечному освобождению. Этой позицией человек просит Солнце снизойти на него своим благословением.

Об использовании практики

12 последовательных поз или асанов – это лишь половина нужного круга, то есть, все эти действия нужно выполнять два раза, однако, начинать нужно будет с другой ноги.

На первых этапах работы с данной методикой, каждому человеку свойственно допускать те или иные ошибки. В этом нет ничего удивительного и постыдного, ведь в процессе работы мы не только просим у Солнца благословления, но и учимся максимально правильно чувствовать собственное тело.

Развивая навыки, вы будете учиться чувствовать свой организм, его потребности и возможности, это еще один важный положительный момент, которого можно достичь, работая с Сурья Намаскар мантрой.

Один круг практики – это двойное повторение 12 основных поз в нужной очередности, со сменой ног. В день нужно проделывать по несколько кругов. Для взрослого человека оптимальным является число 12 – то есть каждую позу нужно принимать по 24 раза. В то же время, эти пожелания актуальны только для опытных людей. Новичкам, на начальных этапах, будет достаточно выполнять по одному или три круга. Но со временем, количество практик нужно обязательно увеличивать, чтобы в итоге получить максимально положительные результаты от практики Сурья Намаскар.

"Лотосоокий садится в падмасану. О, Боже! Как легка для Него поза лотоса! Нас было около тридцати человек. Когда мы попытались сесть в падмасану, ноги отказывались двигаться, колени не желали гнуться. Пока мы воевали со своими телами, Свами весело смеялся и преспокойно сидел в падмасане. Несмотря на отчаянные усилия, одна нога укладывалась нужным образом, но другая упорно сопротивлялась. Одно удовольствие было смотреть как идеально прямо сидит царь Саи. Соединив ладони за спиной, Он склонился к полу. Казалось, в Его теле совсем нет костей. Когда мы нагнулись, расстояние до пола оставалось весьма внушительным.

Потом Свами встал прямо, как арековая пальма, положив правое колено на левое, мы же все качались из стороны в сторону, как заводные лошадки. Было ясно как день, что ничего путного у нас не получится. И почему только эти суставы, как деревянные? Глядя, как мы шатаемся, не способные выпрямиться, Свами невинно улыбался или заливался звонким смехом, как дитя. Это чарующее зрелище не поддаётся описанию. Когда Он подошёл к каждому, помогая ему встать прямо, нам причудилось, что мы попали в чарующую сказку. Неужели это наш Господь, наш Саи Дева? Когда Он демонстрировал очередную позу, мы думали: "И всего то?" Но стоило нам самим попробовать, оказывалось, что это очень трудно, очень, очень трудно. Свами утешал нас и заставлял ещё и ещё, уверяя: "У вас получится". Свами не только занимался с нами йогой с семи до восьми утра и с шести до семи часов вечера, но и проводил с нами духовные беседы. Всё это было похоже на медвяный дождь над океаном молока.

Сам бог Солнца, Саи, стоял перед нами и читал мантры Своим певучим, нежным, ласкающим слух голосом.

Он Сам демонстрировал и различные позы Сурьянамаскара. С каждым днём, учеников становилось всё больше. Свами учил нас новым асанам. Как была совершенна Его майюрасана, поза павлина! (Стойка на согнутых в локтях руках с телом, параллельным полу). Свами подходил к каждому и помогал принять позу. "

"Только в Тебе спасение" Шримати Виджайамма, глава75 http://www.sathyasai.ru/forum/topic/10343/page-10#entry134978

Прослушать мантру (проложительность 16 мин.)
Скачать мантру (22,5 Мб, формат mp3)

Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу). Солнце называют другом, потому что оно непрерывно дает нам свет, тепло и энергию для поддержки не только нас, но и всего космического проявления. В трактатах Митра описывается как пробуждающий людей к активности и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.

Ом Равайа Намаха (приветствие светящему). Как источник света Солнце называют Равая – тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни.

Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность). Мы сказали, что Солнце вдохновляет человека на активность и в этой роли его называют Сурьей. Солнце не просто бюрократ, просиживающий рабочий день в своем пыльном кабинете, он крайне активен и постоянно путешествует по всему миру в своей огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Семь коней Солнца представляют все семь уровней планетных систем, по которым он проезжает с инспекторской проверкой. Никто не должен остаться без его влияния.

Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет). Солнце не просто светит, Солнце нас просветляет. Поэтому его зовут Бханава. Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. Помните, Солнце – не просто атомная бомба в небе, Солнце – это наш учитель, который видит все глупости, которые мы совершаем.

Ом Кхагая Намаха (приветствие тому, кто движется через небо). Солнце представляет для нас время, поэтому его зовут Кхагая. Солнце движется через небо и позволяет нам видеть течение времени. Солнце даст силы и счастье тому, кто будет пунктуален и точен во всех своих делах. И конечно же, Солнце даст всю свою милость тому, кто внимательно отнесется к смене дня и ночи, а значит будет стараться не пропустить ни одного лучика Солнца, а в темное время суток будет спокоен и умиротворен.

Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание). Солнце является источником всех сил, поэтому его зовут Пушне. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. И сила ума, и сила физическая, и сила духа – все это проявление милости Солнца. А значит, мы полностью зависим от него во всех аспектах своей жизни.

Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности). Солнце пробуждает и творческую активность человека, поэтому его зовут Хиранья Гарбха. Это значит, что Солнце представляет собой силу творчества, силу всего космического творения. Это сила, с помощью которой Брахма сотворил этот мир. Поэтому в некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция и это является великим космическим принципом.

Ом Маричайа Намаха (приветствие лучам Солнца). Солнце рассеивает иллюзии и миражи. Поэтому его называют Маричи в честь его лучей и сыновей. Лучи света тоже являются сыновьями Солнца. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте.

Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити). Солнце так же является и сыном. Поэтому мы обращаемся к нему как к Адитьи, что значит сын Адити. А это значит, что мы должны уважать родителей во всех их проявлениях, начиная с родителей, которые дали жизнь нашему телу и завершая родителями, давшими жизнь нашей душе: это сам Бог и конечно же духовный учитель, который является представителем Бога, и дающий нам второе, духовное рождение.

Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца). Солнце является пробуждающей силой. Поэтому к нему обращаются как к Савитри. Солнце оживляет человека с рассветом и позволяет ему добиваться поставленной цели.

Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы). Арка значит энергия. Солнце – самый большой источник энергии в этом мире. Так как сейчас никто не поклоняется Богу, а Солнце – основной представитель Бога в этом мире, оно представляет взгляд Бога, то и всех одолевает проблема отсутствия энергии, которое теперь называется не атеизм, а депрессия. Слово депрессия звучит поприятнее, чем слово атеизм, так как подразумевает лечение любым другим способом, кроме обретения духовного знания.

Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению). Солнце открывает для нас духовный путь к вечному счастью, поэтому его называют Бхаскарая. Это приветствие тому, кто ведет к просветлению. Солнце – это символ открытия всех трансцендентальных и духовных истин. Оно освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению от материальной иллюзии.

_____________________________

"Сурьянамаскар - утренний йогический комплекс из 12 упражнений, непрерывно следующих одно за другим и затем повторяющихся в обратном порядке: каждая поза сопровождается мантрой и контролем дыхания.

"Ом сурьянараяна намах! Ом адитьйя намах! Ом равайе намах! Ом акашайя намах! Ом хридайяпракашайя намах! Ом бхаскарайя намах! Ом нетрапракашайя намах!"

"На следующий день Он объяснил нам смысл поз и мантр "Приветствия солнцу". "ОМ сурьянамах. ." - Ты семицветный, со всеми стенками радуги, владеющий семью конями, самапатра (с семью атрибутами) - павлином, лотосом и т.д. Владыка всего. "ОМ Адитья намах " - "Адитьяйяварнам тамасах парастат " : если солнце не восходит, то нет жизни, именуемой миром, солнце - садовник. Дождь идёт только благодаря тому, что солнце превращает воду в пар. Оно шлёт на землю свои лучи, и от лучей этих оно неотделимо. "ОМ акашайя намах" - "Акашам гаганам шуньям " : в небесах сердца солнце, именуемое буддхи (интеллектом,разумом) распускается, как цветок. "ОМ хридайя пракашайя намах" : мы воздеваем руки над головой, приветствуя Того, кто просветляет ум (духовное сердце) . У новорожденных есть мягкий участок на макушке головы, где кости ещё не срослись. Если прикоснуться к нему, можно ощутить пульсацию "так-так". Это брахмарандрам , родничок. Когда великие души покидают тело, жизненное дыхание (прана) выходит через это отверстие. Оно подобно "главному входу". "ОМ Кантхайя намах" (Ты, у кого синее горло, я приветствую Тебя) : Ишвара (Шива) задержал в Своём горле смертельный яд, поднявшийся из глубин океана при его пахтании богами и демонами. Всё нечистое нужно "задерживать" внутри, а другим давать только чистое. Вы должны сами "переварить" всё зло, не перенося его на других. "ОМ нетрапракашайя намах": если мы видим предмет, значит, он отражается у нас в глазах. Отражённый свет солнца, именуемый буддхи , падает на дом под названием тело. Сказано: Чандрама манаса джатах, чакшо сурьоджаята" (Луна рождает ум - солнце - глаз (зрение))"

"Только в Тебе спасение", Шримати Виджайамма, глава 75

Комплекс "Сурья Намаскар" начинается с приветствия "Намастэ"

Упражнение 1.
Здесь требуется только встать прямо, грудь выпятить вперёд, плечи отвести назад, ступни соединить. Руки сложить вместе у груди, локти свободно висят. Взгляд прямо перед собой. Это и есть собственное приветствие (по-индийски «намастэ»). Длится упражнение (как и любое упражнение Сурья Намаскар на первом этапе) несколько секунд, важно правильно удерживать позу.

Упражнение 2.
Из положения в предыдущем упражнении вытягиваете руки вперёд, а затем поднимаете их кверху, сцепляете друг с другом большие пальцы, а указательными просто касаетесь друг друга. Руки закидываете назад и голову тоже, а сами прогибаетесь, насколько возможно.

Упражнение 3.
Это упражнение Сурья Намаскар потребуется немалой гибкости и силы. Из предыдущего положения следует медленно наклониться вперёд, при этом руки и туловище должны лежать на одной прямой. Руками достаёте до пола, причём ладони должны полностью лечь на пол параллельно стопам, а кончики пальцев рук быть у середины ступней. Колени выпрямлены, грудь лежит на бёдрах, лицо – ниже колен. Сначала это делать трудно, поэтому первые разы нужно лишь стремиться к такому положению.

Упражнение 4.
Из предыдущей позы правую ногу следует согнуть, а левую – отодвинуть назад. При этом правое колено должно чуть выдаваться вперёд. Руки положения не изменяют.

Упражнение 5.
Теперь и правую ногу нужно отвести назад, совместив её с левой. При этой таз необходимо поднять кверху, а спину прогнуть. Это упражнение также требуется немалой гибкости.

Упражнение 6.
Не отрывая ладони и ступни от пола, опустить таз так, чтобы пола коснулись колени, грудь и лоб. Всего получится восемь точек соприкосновения с полом, остальные части тела подняты на полом.

Упражнение 7.
Из предыдущей позы поднырнуть, прижав лобок к полу. Поясницу прогните, голову запрокиньте назад. Ладони и ступни по-прежнему неподвижны.

7 упражнений - соответственно 7 прочтений на каждое упражнение по одному:

"Ом сурьянараяна намах! Ом адитьйя намах! Ом равайе намах! Ом акашайя намах! Ом хридайяпракашайя намах! Ом бхаскарайя намах! Ом нетрапракашайя намах!" (Если Свами дал эту мантру, значит она самая верная)

Затем упражнения выполняются в обратном порядке, исключая шестое (после 7-го снова идёт 5-е, потом 4-е и т. д.), а четвёртое упражнение выполняется зеркально первоначальному. На рисунке эти позы идут против часовой стрелки.

После выполнения всех 12 упражнений следует немного отдохнуть, восстановить силы и дыхание, а потом вновь выполнить Сурья Намаскар. Как говорилось в правилах, количество повтором его следует довести до количества ваших лет, но начинать надо с малого: сильного утомления быть не должно.

Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу) - является формой поклонения Богу, медитацией на Солнце. Сурья намаскар является полезным в достижении концентрации. Сурья намаскара всегда выполняется на открытом воздухе, с видом на Солнце, на восходе солнца. Сурья Намаскар это не просто физические упражнения. Для каждой из поз, есть определенный вид дыхания, которому необходимо следовать. При выполнении каждой позы, пропевается определенная мантра - имя солнца. Сурья Намаскар мантры или мантры для Сурья намаскара приведены ниже:

Om Mitraaya Namah
Om Ravaye Namah
Om Sooryaya Namah
Om Bhaanave Namah
Om Khagaaya Namah
Om Pooshne Namah
Om Hiranya Garbhaaya Namah
Om Mareechaye Namah
Om Aadityaaya Namah
Om Savitre Namah
Om Arkaaya Namah
Om Bhaaskaraya Namah
Om Sri Savitra Soorya Narayanaaya Namah

Эта мантра исполнена и записана с магически плавными интонациями и с оптимальной скоростью Шри Венугопалом и Шри Шринивасаном. Эта ведическая запись содержит Soura Sooktam, Aruna Prashnam и Ghana Paathan Сурьянамаскара Мантры. Эти мантры прославляют славу Шри Сурья Бхагавана и его многочисленные проявления. Поклонение Шри Сурья Бхагавану особо глубокое путём пропевания мантр Soura Sooktam и Aruna Prashnam с одновременным простиранием Шри Сурья Нарайяне с регулярными интервалами во время исполнения. Шри Сурья Бхагаван славится под различными именами:
Митра – друг,
Равви – Сияющий,
Бхану – Бриллиантовый,
Кхага – Тот, Кто движется в небесах,
Пушна – Дающий силу,
Хираньягарбха – Золотой центр,
Маричи – ?,
Адитья – сын Адити,
Савитар – Обогащающий,
Анка – Тот, кто даёт энергию,
Бхаскара – Тот, кто живёт в просветлении и
Сурья – Прекрасный Свет

Aruna Prashnam содержит мантры, описывающие многие дары поклонения Солнцу, молитв Варуне, Агни и Чандре, причины преждевременной смерти и методов её избежания. Aruna Prashnam также содержит Гаятри Упасану и Шри Видью , которые ведут к самореализации и, в конечном счёте, к духовному пути полного освобождения. …

Вибрации, рождаемые пропеванием, имеют очень полезный эффект для ума; даже когда мантра поётся или слушается без понимания её смысла, она остаётся полезной. Однако, правильное понимание и размышление дают великий эффект. Кроме приобретения хорошего здоровья, богатства и процветания, поклонение Шри Сурья Бхагавану очень полезная часть освобождения, или Мокши. Митра, Сурья Бхагаван проливает его благословение на тех, кто чтит его.