Характеристика и методика обучения торможению в лыжах. Способы подъема и спуска на лыжах Техника торможения упором на лыжах

Одежда и обувь
32 33 34 35 36 37 38 39 ..

Способы торможений на лыжах

Торможение при спусках - это вынужденная мера для снижения скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае появления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.
Торможение «плугом» (рис. 29) применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко - сильнейшие лыжники практически его не используют.
Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.
Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имита-
цию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение «плуга») и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьники поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

Рис. 29. Торможение плугом

Овладев равномерным торможением, можно перейти к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Да-

Лее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.
Затем школьники выполняют торможение уже по команде преподавателя.
Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У школьников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки: перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Рис. 30. Торможение плугом

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга.
Торможение упором (рис. 30) чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».
Ученики, хорошо освоившие торможение «плугом», обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно про-имитировать движения стоя на месте, приняв несколько

Раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении «плугом». В дальнейшем школьники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног). Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спорсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.
Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.
При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение - преднамеренное падение. Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко «завалившись») назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.
В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Рис. 86.

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 87

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).

Рис. 88

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая - внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

Рис. 89 . Остановка падением: а - приседание перед падением; б - положение упавшего лыжника в момент остановки.

Повороты

Тяжелый рюкзак за спиной и крепления, не обеспечивающие жесткой фиксации ботинка, не позволяют применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников. Туристы-лыжники пользуются наиболее простыми Поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

Поворот переступанием используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Для этого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет "наружной", и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую. Переступание в движении можно выполнять отводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

Рис. 90 . Поворот полуплугом (слева) и плугом: а - начало загружения лыжи; б - продолжение усиления нагрузки на лыжу до завершения поворота.

Поворот из положения плуга (рис. 90) обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для поворота, например, влево надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую - разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуга (рис. 90) выполняется на более высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятник разгруженной "верхней" лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а "нижнюю" - поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чего и осуществляется поворот.

Вставание после падения при спусках. Туристы-лыжники должны научиться вставать после падений на склонах. Первейшее правило - помощь товарищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

Рис. 91 . Вставание при падении на склоне с плотным снегом: 1 - палки схвачены рукой снизу; 2 - то же сверху.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак, попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны а сил и времени тратится много.

На склоне с твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжники делают это, не снимая рюкзака.

Торможение упором («полуплугом»)

Выполняют одной лыжей для небольшого снижения скорости. Вначале лыжник переносит массу тела на идущую по направлению движения лыжу. Пятку второй лыжи отводит в сторону, ставит лыжу под углом и закантовывает её на внутреннее ребро, что тормозит продвижение. Степень снижения скорости зависит от угла отведения тормозящей лыжи в сторону, величины закантовки и загрузки её массой тела. Во избежание поворота носки лыж должны находиться на одном уровне. Торможение прекращается постановкой тормозящей лыжи параллельно прямоидущей.

Торможение «плугом»

Выполняют обеими лыжами на прямых спусках с достаточно плотным снежным покровом. Для этого лыжник из скольжения на параллельных лыжах плавно и симметрично разводит пятки обеих лыж в стороны, ставит лыжи на внутренние рёбра, равномерно распределяет массу тела на обе ноги, не допуская скрещивания носков лыж. Степень торможения, вплоть до остановки, находится в прямой зависимости от угла разведения лыж. Торможение заканчивается возвращением в скольжение на параллельных лыжах.

Торможение боковым соскальзыванием

Применяют на очень крутых склонах. Лыжи ставят поперёк склона, упираясь в него верхними кантами, как в подъёме «лесенкой». Постепенно уменьшая угол закантовки (угол между плоскостью лыжи и склоном), выполняют соскальзывание.

Торможение палками

Используют в тех случаях, когда нет возможности или нерационально тормозить лыжами. Этот способ позволяет лишь слегка сбавить скорость, например, чтобы избежать наезда на впереди идущего со спуска лыжника. Для торможения палки энергично прижимают к снегу, обязательно удерживая их кольцами (лапками, сегментами) назад и ближе к туловищу. Эффект торможения зависит от величины и продолжительности давления на палки. С отрывом их от снега тормозящее действие заканчивается.

Торможение изменением стойки спуска

Возможно за счёт использования тормозящего эффекта силы сопротивления встречного потока воздуха. Чтобы преднамеренно сбавить скорость на спуске, например перед поворотом или избежать наезда на впереди идущего лыжника, принимают высокую стойку спуска, иногда даже с разведением рук в стороны.

Торможение управляемым падением

Оправданна только как крайняя мера экстренной остановки на спуске при внезапно возникшем перед лыжником препятствии, когда возникает необходимость резко затормозить или даже остановиться. Падение должно быть управляемым.
Чтобы избежать разворота или переворота лыжника, необходимо присесть, как можно быстрее поставить лыжи поперёк склона, палки крепко зажать в руках и обязательно держать штырями назад, чтобы не наткнуться на них. Самое безопасное – падение набок. Вставать надо только после остановки.

Поворот в движении переступанием

Применяют как на равнинных участках, так и на спусках. Является самым эффективным благодаря отсутствию при повороте торможения, а при энергичных отталкиваниях возможно и увеличение скорости.
Поворот выполняют переступанием коньковыми шагами в направлении поворота за счёт мощных отталкиваний внешней лыжей. Для увеличения скорости при энергичном отталкивании внешней лыжей выполняют одновременный толчок палками.

Поворот в движении «плугом»

Используют на крутых склонах с достаточно широким и плотным снежным полотном. Сопровождается самыми большими потерями скорости по сравнению с другими способами поворотов.
Поворот «плугом» выполняют из положения «торможение плугом».
Не отрывая лыжи от опоры, лыжник постепенно загружает массой тела наружную в повороте лыжу, выдвигает её немного вперёд и за счёт увеличения давления на эту лыжу изменяет направление движения.

Поворот в движении упором («полуплугом»)

Используют на спусках при достижении достаточно высокой скорости.
Внешняя в повороте лыжа занимает положение, характерное для «торможения упором», т.е. пяточную часть лыжи ставят под углом, закантовывают, слегка загружают массой тела и обязательно выдвигают немного вперёд.
Крутизна поворота зависит от угла закантовки и отведения в сторону внешней лыжи, степени выдвижения вперёд и загрузки её массой тела.

Поворот на параллельных лыжах

На виражах с хорошо прорезанной и накатанной лыжнёй для поворота по направлению лыжного следа необходимо загрузить частью массы тела внутреннюю в повороте лыжу, а также наклонить туловище внутрь поворота тем круче, чем больше скорость и меньше радиус. Быстрое выполнение этих двигательных действий позволяет избежать сноса лыжника с лыжного следа.
Квалифицированные лыжники используют горнолыжную технику поворота на параллельных лыжах, основными элементами которой являются вращающий импульс, разгрузка лыж, наклон туловища внутрь поворота и затем вперёд.

Планы уроков на весь год, на сайте http://planypofizkulture.jimdo.com/

Контакты сот. +77751084573 VK - https://vk.com/taran_310

Торможение при спусках - это вынужденная мера для снижения скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае появления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.Торможение плугом Торможение "плугом" применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко - сильнейшие лыжники практически его не используют.Торможение "плугом" выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка "подкинув" тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.Вначале на ровном месте несколько раз попробовать принять рабочую позу (положение "плуга") и выполнить пружинистые полуприседания. Затем на склоне средней крутизны выполнить торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняя это положение до конца спуска или до остановки. Овладев равномерным торможением, можно перейти к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Далее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от Вашей подготовленности.Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом.При изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки : - перекрещивание носков лыж; - ведение лыж плоско, не на ребрах; - неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения;- недостаточное разведение пяток лыж;- мало согнуты и не сведены колени и др.Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение "плуга" на ровном месте. Далее торможение "плугом" повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении "плуга", особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга. Торможение упором Этот вид торможения чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением "полуплугом".При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении "плугом". В дальнейшем Вы должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног). Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж). Этот вид торможения применяется, когда спортсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж. Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов. При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение - преднамеренное падение . Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение.Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко "завалившись") назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение. В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

Многие любят активный отдых и зимой отправляются на горнолыжный курорт. Новички сразу берут несколько уроков катания на лыжах у инструктора. Со стороны всё кажется так легко, но нужно особое мастерство, чтобы правильно спускаться с уклонов. Важно усвоить способы торможения, чтобы кататься красиво и с удовольствием. Самая главная техника торможения - "плугом" и "упором" ("полуплугом").

В каких случаях применяется

Опытные лыжники проходят спуски, не используя торможений, ведь многолетний опыт даёт много разных ухищрений. Недостаточно подготовленный лыжник часто не может на ходу справиться с высокой скоростью, поэтому нужно обязательно научиться её убавлять. Торможение "плугом", "упором" применяется в случаях, когда появляется неожиданное препятствие, если вдруг падает кто-то из участвующих лыжников.

На соревнованиях помеху могут создавать зрители. Техника торможения "плугом" на лыжах иногда используется при недостаточно известном маршруте, на очень резких спусках. Это очень эффективный способ приостановки. Он помогает корректировать быстрый темп и приостанавливаться.

Начать следует со стойки "плуг"

Каково же значение выражения "в плуге"? Тот, кто хоть раз видел устройство и работу обычного плуга, сразу поймёт, в какую позу должен стать спортсмен. Для лыжника это означает, что он должен принять стойку, которая поможет ему контролировать скорость с помощью торможения или остановиться. Торможение "плугом" даже начинающий спортсмен может выполнить без затруднений. С чего же начать выполнение стойки? Она выполняется по следующему плану:

  • Передки лыж необходимо свести, а задники - максимально развести в стороны. Идеальным расстоянием между носками будет промежуток в 6-8 см.
  • Ноги нужно согнуть в коленях и голеностопах.
  • Корпус необходимо прогнуть вперёд.
  • Немного согнутые в локтях руки нужно вытянуть перед собой.
  • Вес тела желательно рассредоточить поровну на обе лыжи.
  • Палки должны быть направлены назад.

Несколько приёмов применения данной стойки

Научиться выполнять торможение "плугом" на лыжах можно несколькими способами:

  1. Самый простой приём - это отставить одну ногу в сторону. Выполнять его нужно, находясь в основной стойке (ноги согнуты в коленях, корпус наклонён вперёд, руки впереди). Одна нога остаётся на месте, а вторую нужно отставить в сторону, но носок не должен отодвигаться дальше 10 см от другого.
  2. Находясь в основном положении, можно по очереди отставлять лыжи: передние концы - вместе, задние - врозь. При этом лыжи должны наклоняться на внутренние рёбра.
  3. Приём "плуга" в прыжке. Для этого необходимо слегка подпрыгнуть и в одно время - свести носки и расставить пятки.
  4. Четвёртый эффективный приём - плавным надавливанием на полозья нужно раздвигать пятки, медленно выпрямляя колени и голеностопы. В итоге ноги нужно выпрямить полностью.

Торможение "плугом" в движении

После того как начинающий лыжник испробовал стойку "плуг", пора испытать её в движении и научиться приостанавливаться внизу трассы. Чаще всего для маршрута выбираются длинные склоны с выездом на прямолинейную местность. В таких случаях нет риска получения травмы из-за резкого падения.

Сначала спортсмен поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку на лыжах (выше описывается). Затем он двигается прямо вниз по трассе. После набора скорости готовится выполнить торможение "плугом": постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит задники в стороны. Таким образом, это действие напоминает работу плуга. На выкате он совершает торможение, перенося массу тела на внутренние рёбра лыж.

У начинающих лыжников после первых торможений могут затекать ноги, но не стоит переживать - на первых порах это нормально.

"Плуг" помогает контролировать скорость

На крутых склонах торможение "плугом" помогает регулировать скорость катания. От чего же она будет зависеть? Для эксперимента нужно подняться на покатый спуск. После этого следует принять на склоне стоку "плуг". Дальше в этом положении необходимо начать движение вниз. Бояться высокой скорости не следует, потому что данное торможение очень надёжное. Если систематически сгибать и разгибать ноги, а также надавливать на внутреннюю окантовку лыж, изменять промежуток между задниками, то можно спокойно уменьшать или увеличивать скорость. Когда угол между задниками будет увеличиваться, движение будет замедляться, а когда он будет уменьшаться, езда ускорится.

Совершенствование торможений

После того как начинающий лыжник освоит торможение на небольших склонах, можно начать освоение более крутых трасс или спусков, на которых меняется рельеф. Самыми частыми ошибками, которые допускают новички, осваивая метод "плугом", являются следующие погрешности: носки лыж иногда перекрещиваются, неравномерно распределяется давление на каждую лыжу, что изменяет направление движения. Иногда новички недостаточно разводят пятки или мало сгибаются, не сводят колени. Если возникают подобные ошибки, то следует ещё несколько раз потренироваться на невысоких склонах.

Техника "упором"

Тот, кто освоил торможение "плугом", легко сможет пользоваться методом "упора". Чтобы легче было понять его суть, можно заняться имитацией движений на месте по несколько раз. Предназначено такое торможение для спусков наискось, по диагонали. Это такой своеобразный разворот лыж или боковое соскальзывание. Вот примерный инструктаж для торможения "упором":

  • Для начала при спуске нужно слегка присесть.
  • Затем следует выполнить резкий толчок вперёд и выпрямиться. Это позволяет снять нагрузку с лыж.
  • Следующим действием будет поворот голеностопными суставами, что помогает развернуть лыжи под углом на бок.
  • Для выполнения этого движения подключаются плечи и туловище.
  • Чем больше величина угла разворота лыж, тем сильнее будет торможение.

В конечном итоге можно использовать опору на палку. Для того чтобы полностью остановиться, лыжи необходимо поставить поперёк спуска строго на ребро. Чаще всего таким методом торможения пользуются мужчины или опытные спортсмены, девушкам лучше использовать его на низких склонах, потому что для его выполнения нужно немало сил и сноровки.

Управляемое падение

Что делать в тех случаях, когда невозможно применить ни технику "плугом", ни "упором"? Бывают случаи, что лыжник движется по спуску на высокой скорости, вдруг на его пути неожиданно появляется препятствие. В таком случае просто необходимо резко затормозить или остановиться.

Иногда предотвратить наезд на объект можно только с помощью преднамеренного падения. Это в тех случаях, если препятствие застигло лыжника врасплох и находится настолько близко, что нет возможности притормозить. Если умело управлять падением, то существует вероятность не получить травму, быстро подняться и продолжить катание.

Для такого случая нужно знать следующие хитрости управляемого падения:

  • Сначала нужно постараться присесть.
  • Потом необходимо попытаться завалиться назад и набок.
  • В это же время следует лыжи развернуть поперёк трассы.
  • Затем с помощью палок можно легко подняться и снова продолжить скольжение.

Бывают случаи, что при таком падении лыжи перекрещиваются. Тогда следует перевернуться на спину, поднять ноги вверх и направить лыжи в нужное положение. После этого необходимо перевернуться набок и подняться.

В некоторых случаях туристы применяют торможение палками. Это бывает при большом количестве снега на склонах, когда падение неуместно. Эти методы подходят только для любителей, спортсмены в гонках их не используют.